четверг, 17 марта 2016 г.

Политический конфликт

Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, а также борьбой за монопольное господство внутри определенных сфер деятельности и соответствующее извлечение прибыли из такого господства.
В качестве субъектов политического конфликта выступают индивиды, малые и большие социальные группы (в том числе этнические), политические организации, государства. В основе политического конфликта лежат социально-экономические и политические противоречия, объективно присущие как конкретному обществу, так и мировому сообществу. Особую остроту политические конфликты могут приобретать в трансформирующихся обществах (ярким примером такого общества является современная Россия).
Любой политический конфликт имеет свой объект и предмет. Объектом и предметом политических конфликтов являются: политическая государственная власть, обладание ею; устройство властных институтов; политический статус социальных групп; ценности и символы (база политической власти). Отсюда различают три типа политических конфликтов: конфликты интересов, конфликты ценностей, конфликты идентификации.
Политические конфликты интересов преобладают в экономически развитых странах, в более или менее устойчивых государствах. Политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа «экономического пирога» (борьба вокруг налогов, объема социального обеспечения и т.д.). Основными субъектами в данном случае выступают консерваторы и либералы. Этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).
Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем. Они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен. Именно в такой ситуации оказалась и Россия в 90-х годах ХХ столетия.
Конфликты идентификации характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом. В наше время это характерно, например, для Северной Ирландии, Чечни.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственный (субъекты – государства и их коалиции); государственный (субъекты – ветви власти, партии и т.д.); региональный (субъекты – региональные политические силы); местный (в период выборов). Внутриполитические конфликты также разделяют на позиционные (горизонтальные), режимные и легитимные.
Обострение политического конфликта до предела приводит к политическому кризису. Выделяют следующие внутриполитические кризисы: правительственный, парламентский, конституционный. В определенных условиях происходит утрата легитимности власти, нарушается взаимодействие между центрами власти, происходит блокирование одного центра власти другим. Снижается эффективность социально-политического регулирования и контроля, происходит эскалация стихийных форм политического протеста (митинги, забастовки, демонстрации и т.д.).
Центральной проблемой конфликтов является их разрешение (управление, регулирование, контроль). Основные способы их разрешения – компромисс и консенсус. К методам урегулирования политических конфликтов относятся: «избегание» конфликта, подмена конфликта, примирение сторон, третейское разбирательство или арбитраж, переговоры, альтернативное разрешение конфликта. 
Среди указанных методов наиболее распространенным и перспективным является метод переговоров. Его современная методика – «теория принципиальных переговоров и терпимости».
Сущность данного метода состоит в том, чтобы решать политические проблемы на основе их качественных свойств, т.е., исходя из сущности дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает стремление конфликтующих сторон найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где их интересы не совпадают, найти такой результат, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из конфликтующих сторон.


Комментариев нет:

Отправить комментарий