воскресенье, 24 января 2016 г.

Эссе

“Террор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности”.

Это высказывание принадлежит французскому поэту и лексикографу Пьеру Буасту. В данном высказывании он поднимает проблему применения террора властью.


Автор убежден в том, что террор как средство для уравнения общества, не влечет за собой никаких положительных результатов.  Террор - устрашение мирного населения и не только, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства.Террор характерен для тоталитарного режима. Тоталитарный политический режим - это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования. Пьер Буаст говорит о “поднимающихся над уровнем посредственности”: он подразумевает людей, осознающих всю губительную суть тоталитаризма и выступающих против такой власти. Автор имеет в виду то, что таким людям проще “рубить головы” - уничтожать их, чтобы показать обществу, что их ожидает при невыполнении требований государства.


Я полностью согласна с позицией автора. В истории мы встречаем неоднократные случаи проявления террора, с помощью которого решались проблемы с гражданами, выступавшими против государства.


Примером данной проблемы в России выступает гражданская война 1918-1923 года
Массовая незаконная расправа с политическими противниками была свойственна в годы Гражданской войны и красным, и белым. Противостояние сил носило жесткий кровопролитный характер, с той и другой стороны имелись многочисленные примеры бесчеловечной расправы с противником. Тем не менее красный террор был первичным явлением, белый – производным. Красный террор коренился в самой природе Советской власти, в ее стремлении насильственно перестроить мир на новых началах. «Мы не ведем войны против отдельных лиц, – пояснял сущность красного террора известный чекист М. И. Лацис, – мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, – к какому классу он принадлежит».
В своем романе “Тихий Дон” Михаил Шолохов неоднократно затрагивает тему жестокости того времени. Люди объединялись в военные сообщества, убивали друг друга и искренне верили в то, что совершают благое дело для общества. Так, Мишка Кошевой расстрелял добровольно сдавшегося Петра Мелехова, бесприҹинно убил поҹти столетнего деда Гришаку, собирается "сжеҹь полхутора" Это является ярким примером террора, который проявляли красные по отношению к народу, они были убеждены в том, что только самые жестокие действия могут привести их к победе.

Также можно рассмотреть проблему террора на примере книги Тода Штрассера “Волна”. Учителем истории в качестве эксперимента было создано движение, в основе которого лежал тоталитарный режим, о чем свидетельствует наличие культа личности, одинаковых для всех правил и обязательность их исполнения, а также наличие доносчиков, которые в любой момент были готовы сообщить об “инакомыслящих” и расправиться с ними. Задачей участников было привлечение новых людей в их группу. Тех, кто не соглашался, пытались “срубить” методом запугивания, кого-то даже избивали. Этих учеников считали изгоями школьного общества. В конце эксперимента учитель дал ученикам понять, что они превратились в людей без своего мнения, готовых пойти на все ради своей группы, не думая о чувствах других и забывая о здравом смысле. Он сравнил это образовавшееся движение с третьим рейхом, который направленно уничтожал невинных людей.


Таким образом, можно сделать вывод, что террор действительно не придумал для уравнения никаких других средств, кроме как расправляться с людьми, встающими против власти. Вселение всеобщего страха и, вследствие чего, беспрекословное повиновение - это и есть метод и цель террора, соответственно.

3 комментария:

  1. Кристина, слова "поднимающиеся над уровнем посредственности" я поняла несколько иначе. Для меня это люди, выделяющиеся среди других своими способностями, личностными качествами.
    Прочитав цитату, я сразу вспомнила отрывок из статьи Рона Джонса, учителя истории, который и провёл эксперимент:

    Три ученицы рассказали своим родителям все о нашей деятельности на уроках. Эти три юные женщины намного превосходили своим интеллектом остальных учеников класса. Они были подругами и держались всегда вместе. Они обладали спокойной уверенностью в себе, и им нравилось, когда обстановка в школе давала им возможность проявить свои академические и лидерские способности. Во время эксперимента мне было интересно, как они прореагируют на уравниловку и изменение обстановки в классе. Те награды, которые они привыкли завоевывать, в условиях эксперимента просто перестали существовать. Интеллектуальные навыки, необходимые, чтобы задавать вопросы и рассуждать, больше не существовали. В военизированной атмосфере класса эти ученицы казались озадаченными и печальными. Теперь, когда я оглядываюсь назад, они кажутся мне похожими на детей с так называемым отсутствием способностей к учебе. Они наблюдали за нашей деятельностью и участвовали в ней механически. В то время как другие безоглядно бросились вперед, они держались в стороне и приглядывались.

    Сложно понять по данному отрывку, обвиняли ли этих девочек в высокомерии, как Лори, героиню книги Т. Штрассера, но непохоже, что они терпели нападки или любые другие проявления агрессии со стороны "Волны". Наверное, это было и не нужно - они ведь не участвовали в оппозиционной деятельности, никак не критиковали движение, не пытались его остановить. Но значит ли это, что они не пострадали?
    Им же всё-таки "отрубили головы", правда, в переносном смысле, лишив стимулов и возможности проявлять себя, добиваться успеха, быть лучше других.
    "Понизить" их действительно было проще, чем каким-то образом заставить остальных достигнуть уровня девочек.

    В твоём эссе я вижу иную позицию: "поднимающиеся над уровнем посредственности" - инакомыслящие, вольнодумцы, а "рубить головы" - в буквальном смысле жестоко наказывать всех несогласных, что типично для террора.
    Что ж, всегда интересно посмотреть с другой стороны. К тому же, исходя из своего понимания цитаты, ты привела хорошие фактические примеры.
    Про красный и белый террор читать было увлекательно, однако аргумент по "Волне" более показательный, на мой взгляд, если говорить именно о разнице между "посредственностью" и теми, кто "выше", а не о жестокости террора в принципе.

    В целом, мне понравилось твоё эссе. В нём есть над чем подумать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, твоя точка зрения на эту проблему тоже имеет место быть и вызывает интерес. но я считаю, что если речь идёт именно о терроре, то насилие неизбежно.
      спасибо за то, что выразила своё мнение!

      Удалить
  2. Какое у вас интересное обсуждение... Даша, Вы как всегда очень глубоко копаете.

    ОтветитьУдалить