воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Проблема познаваемости мира


Важнейшим для теории познания вопросом является вопрос, что такое знание, каково его строение, как оно возникает.
Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний.
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы.
Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.Научное - это, прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Ключом и в житейском, и в научном познании является «узнавание, т.е. узнавание уже известного»21. Это глубокое замечание С.Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь "в глубь" самой теории знания.
практическое знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий.
Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой, завещанном человеку в первые дни бытия. Преобразуя мир, практика преобразует и человека; она связана с социальностью.
Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не а понятии: здесь мысль облекается в "живые лица" и воспринимается в виде зримых событий. Восприятие художественного образа влечет за собой огромное расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настоящего, и сферу прошлого, а иногда - и будущего. Жизненный опыт - в его особой, художественной форме - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и с прошлыми поколениями. Он не только обогащает его видением других жизней, широким представлением о своих современниках, познанием которых живет человек.
источник: http://xreferat.ru/104/3457-2-problema-poznaniya-mira-v-filosofii.html



                                                      Домашнее задание
Автором данной картины под названием "Портрет Сальвадора Дали" является Артуш Восканян. Взглянув на картинку, я сразу заметила ее двойственность: сначала отчетливо виден портрет великого автора картин Сальвадора Дали, но затем при более детальном рассмотрении я вижу фигуру быка, "исполняющую роль" челюсти и усов, девушку в платье и с крыльями, с помощью которой изображены нос и брови.
Тот факт, что видны разные вещи на не изменяющейся картине, объясняется тем, что сознание может придавать изображению различный смысл. А это, в свою очередь, объясняется тем, что существует два вида познания: чувственное и рациональное. 
Чувственное сознание осуществляется при помощи органов чувств. То есть, человек посмотрел на изображение и увидел сразу что-то, в моем случае - портрет. А затем, рассмотрев лучше, я увидела еще один образ, скрытый внутри первого - это и является рациональным познанием, так как оно является способом отражения действительности путем мышления, логики.

1 комментарий:

  1. Кристина, мне казалось, что в личной переписке к Вам пришло понимание задания. Однако, в Вашем ответе теоретическая составляющая практически отсутствует.

    ОтветитьУдалить